От идеи до стартапа за 12 шагов

5 Августа 2020
От идеи до стартапа за 12 шагов

Чтобы идея стартапа так и не осталась на этапе задумки, придется действовать. Но как это сделать и не упустить важные моменты? Эксперт рекомендует идти по шагам: изучить рынок и целевую аудиторию, оформить патент и продумать бренд, оформить предприятие, найти сооснователя и единомышленников, подобрать офис, заручиться поддержкой ментора и корпоративного акселератора, при необходимости привлечь инвестиции.

Отвечает эксперт:

Екатерина Петрова
директор корпоративного акселератора GenerationS



Мы слышали много интересных историй о том, как простые идеи становились сначала стартапами, а потом вырастали в крупные компании, о которых знает весь мир. Сейчас на рынке появляется все больше новых проектов и фирм, предлагающих свои решения в различных направлениях. Интересный факт, но очень много основателей стартапов — это бывшие сотрудники корпораций. Такие люди, как правило, обладают опытом, хорошей экспертизой, поэтому четко продумывают бизнес-стратегию, все шаги по ее реализации.

Но вот с чего начать, в какой последовательности выстроить действия, когда у тебя только идея и еще не так много опыта в построении бизнеса, но огромное желание привнести в этот мир что-то инновационное? Мы подготовили пошаговый гид, который поможет перейти от идеи к проекту.

1 шаг. Изучите рынок

Представим, что у вас есть прекрасная идея по созданию нового продукта — на этом этапе крайне важно понять, проанализировать рынок на предмет аналогичных технологий или решений.

Зачем это делать? Это позволяет вашему стартапу оценить возможность достижения финансовых целей, показать в цифрах потенциал (например, инвесторам). Также хорошая осведомленность о конкурентах поможет создать ряд преимуществ, которыми будет обладать только ваша технология. Очень важно предложить на данном этапе то, чего у него еще нет. Есть такое понятие «рынок стартапа», под ним подразумевается совокупность средств, которые покупатели уже тратят или готовы это сделать на удовлетворение своих потребностей.

Оценку обычно делят на 4 вида:

  • PAM (Potential Available Market) — потенциальный объём рынка. Это сумма всех трат потенциальных заказчиков в мировом масштабе, которые могут иметь потребность относительно вашего продукта.
  • TAM (Total Addressable Market) — объем целевого рынка. Расходы клиентов, которым интересен ваш вид товара, включая тех, кто не может позволить себе соответствующую покупку.
  • SAM (Served/Serviceable Available Market) — доступная величина обслуживаемого рынка или годовой объём денег, которые уже направляются на пользование вашим продуктом или конкурентам.
  • SOM (Serviceable & Obtainable Market) — реально достижимый размер рынка или ваша доля. Это траты клиентов, уже пользующихся товаром, плюс тех, которых планирует привлечь в ближайшее время.

2 шаг. Определите потенциальных клиентов

Когда запускаете новый продукт, кроме изучения рынка, нужно определить, кто же будет целевой аудиторией.

Ведь, если попадете в струю, выйдете на рынок с новым продуктом именно тогда, когда он больше всего нужен потребителю — успех вам гарантирован.

3 шаг. Оформите интеллектуальную собственность (патент)

Это главный актив и один из важнейших элементов, который требует внимательного и детального оформления. Сначала продукт необходимо запатентовать и только потом освещать его для широкой публики.

Это полезно и с маркетинговой точки зрения: товар покупают тогда, когда он уже готов. Особенно важна интеллектуальная собственность для проектов в IT-индустрии.

Примечание! Наличие патента необходимо для вашего продукта и потенциальных будущих инвесторов, заказчиков. Это один из критериев, на которые крупные компании особенно обращают внимание.

4 шаг. Решите, каким будет ваш бренд

Не зря говорят: «Как назовешь корабль, так он и поплывет,» — когда дело касается выбора названия стартапа, то нужно достаточно серьёзно подойти к этому вопросу. Оно должно отражать суть решения, а слоган — быть коротким, запоминающимся.

Но есть компании, например, Sony, чье название никак не переводится, ничего не означает. Это просто привлекательное сочетание звуков, сходство со словом «sunny» (от англ. солнечный), которое сразу вызывает приятную ассоциацию. Если выбрали такой подход, то продумайте хорошую подводку к наименованию, обыграйте его, создайте легенду, почему выбрали именно такое название. Это будет дополнительным бонусом на вашем сайте в разделе «История создания бренда».

5 шаг. Оформите юридическое лицо

Этот этап крайне важен для дальнейшего сотрудничества с клиентами, а потенциальные партнеры обращают внимание на наличие у стартапа юридического лица в первую очередь на стадии переговоров. Юрлицо символизирует готовность к выходу на рынок, сотрудничеству в будущем.

6 шаг. Найдите сооснователя (человека, который поддержит идею)

Сооснователь не должен разделять во всем вашу точку зрения, но он определённо точно обязан дополнять компетенции, которых вам может не доставать.

Мы часто сталкиваемся с таким распространенным тандемом «разработчик-бизнесмен» — один ответственный за технологию, второй — за развитие компании. Умение грамотно показать продукт, продать его на рынке — один из ключевых элементов успеха. Важно в своей компании иметь человека, который умеет правильно преподнести ваш бизнес потенциальным клиентам.

7 шаг. Соберите команду (если это необходимо)

Как правило, на ранней стадии финансовые ресурсы весьма ограничены. Поэтому команду нужно набирать по ходу и в случае возникновения такой необходимости.

Иногда стартапы используют полученные инвестиции для расширения коллектива, но когда неправильно спрогнозировали рост, такие вложения оказываются губительными для бизнеса. Важно оставаться гибким, и единомышленники должны быть готовы и открыты к пивотам.

Для любой молодой команды, и речь тут не про возраст, а скорее про зрелость, нужна грамотная мотивация. Все без исключения члены должны не только понимать ценность проекта, но и быть на одной волне. Выращивать стартап иногда нелегко: на пути встречаются как взлеты, так и падения.

8 шаг. Составьте бизнес-план

Бывает, что стартапы существуют на рынке уже 3–4 года, кочуя от проекта к проекту, от заказчика к заказчику. Они именно «существуют», но не развиваются, не применяют свой потенциал.

Составление плана поможет наметить правильную траекторию движения, даст понять самим основателям, что для них приоритетно, а что — вторично.

Примечание! Потенциальные инвесторы в первую очередь уделяют внимание наличию у стартапа бизнес-плана. Это свидетельствует, насколько комфортно компания чувствует себя на рынке, уверена в своем товаре, его спросе.

Если собираетесь участвовать в акселераторах, бизнес-план также будет необходим.

9 шаг. Выберете офис/коворкинг

Сейчас практически все молодые стартапы сидят в коворкингах, нежели в офисах.

Как правило, они обходятся дешевле, что на ранней стадии особенно важно, а также предоставляют своим резидентам различные привилегии: от переговорных комнат до организации митапов с известными наставниками.

10 шаг.  Найдите ментора

На ранней стадии он поможет сэкономить время, деньги и силы. Наставник из релевантной отрасли поделится практическим опытом, что позволит скорректировать идею, продукт или бизнес-стратегию.

На начальной стадии развития бизнеса он также поделится полезными контактами, станет проводником в мир продаж и инвестиций. Взгляд опытного наставника со стороны очень полезен на любой стадии.

11 шаг.  Подайте заявку на участие в релевантном акселераторе

Как только проект достиг уровня MVP (минимально жизнеспособного продута), можете принимать участие в различных акселераторах. Как правило, большинство из них рассматривают компании, именно начиная со стадии MVP.

С нашим корпоративным акселератором ежегодно сотрудничают сотни стартапов. Кто-то приходит уже с продажами, другие — с серийным производством, а третьи — на самой начальной стадии. Сервис помогает найти потенциального заказчика или инвестора, грамотно выстроить бизнес-модель, получить необходимые компетенции. В плюсе остаются абсолютно все новички, ведь участие совершенно бесплатное.

12 шаг. Привлекайте инвестиции

Дополнительное финансирование привлекайте на необходимой для вас стадии развития.

Это может быть дорогостоящая разработка, выход на новые рынки, другой переход на новый этап. При этом нужно учитывать перспективы, риски, прогнозы роста, уже иметь валидированный ментором бизнес-план и здраво оценивать возможные компромиссы, на которые придется пойти для получения инвестиций.

Источник: MMF


Возврат к списку